Специальность
|
1-02 03 04 Русский язык и литературы. Иностранный язык (английский) |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Компонент учреждения высшего образования. Модуль «История языка» |
Семестр изучения | 3 семестр |
Трудоемкость в зачетных единицах | 2 зачётные единицы |
Количество академических часов | 72 академических часа (34 аудиторных часа, 38 часов – самостоятельная работа) |
Форма промежуточной аттестации | 3 семестр – зачёт |
Формируемые компетенции
|
СК-7. Анализировать древнеславянские языковые изменения на основе сравнительно-исторического метода. |
Результаты обучения | Знать: фонетические процессы праславянской эпохи и фонетическую систему старославянского языка IХ—ХI вв.; морфологию старославянского языка, основные грамматические разряды слов и морфологические категории; особенности синтаксиса старославянского языка; своеобразие лексики и фразеологии старославянского языка. Уметь: читать и комментировать старославянские тексты, переводить их на современный русский язык. Владеть: основными понятиями и терминами сравнительно-исторического языкознания. |
Пререквизиты | Учебные дисциплины «История русского литературного языка», «Введение в славянскую филологию», «Введение в языкознание». |
Краткое содержание учебной дисциплины |
Введение. Понятие о старославянском языке. Фонетические процессы протославянской (ранней праславянской) эпохи. Праславянские фонетические явления, обусловленные действием тенденции к восходящей звучности (законом открытого слога), и их отражение в старославянском языке. Праславянские фонетические явления, обусловленные действием тенденции к слоговому сингармонизму, и их отражение в старославянском языке. Фонетическая система старославянского языка. Характеристика морфологического строя старославянского языка. Основные особенности старославянского синтаксиса. |