| 
 Специальность 
  | 
1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (английский) | 
| 
 Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы  | 
Государственный компонент. Модуль «История языка» | 
| Семестр изучения | 4 семестр | 
| Трудоемкость в зачетных единицах | 3 зачетные единицы | 
| Количество академических часов | 120 академических часов (70 аудиторных часов, 50 часов самостоятельная работа) | 
| Форма промежуточной аттестации | 4 семестр – экзамен | 
| 
 Формируемые компетенции 
  | 
СК-9. Производить историческое комментирование фонетических, морфологических и синтаксических особенностей современного русского языка. | 
| Результаты обучения | Знать: терминологию и основные понятия исторического языкознания; законы развития фонетического, морфологического, синтаксического и лексического строя русского языка; особенности древнерусского словообразования, парадигмы именного склонения и глагольного спряжения; графическую систему древнерусского языка. Уметь: читать древне- и старорусские тексты, переводить их на современный русский язык; уметь анализировать фонетические, морфологические, синтаксические и лексические особенности текста в синхронном и диахронном аспектах; давать исторический комментарий древнерусскому тексту и явлениям современного русского языка. Владеть: навыками исторического комментирования древнерусского текста и явлений современного русского языка. | 
| Пререквизиты | Модуль «Современный русский литературный язык - 1», учебные дисциплины «Старославянский язык», «История русского литературного языка» | 
| 
 Краткое содержание учебной дисциплины  | 
Предмет и задачи курса исторической грамматики Историческая грамматика русского языка как научная и учебная дисциплина. Фонетическая система древнерусского языка IX–XIV вв. Праславянское наследие в звуковой системе древнерусского языка. Фонетические изменения исторического периода. Историческая морфология Исторический синтаксис. Лексика и словообразование в историческом развитии русского языка. | 
